Контратака - это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата.
Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких
скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не
превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем
достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо
тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких
скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление
защитников в ситуациях 1 - 1, 2-1, 3-2, 4-3, 5--4 и при численном
равенстве.
Моя идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к
щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью
резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с
ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в
завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки
треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен
находиться игрок с мячом, а два других игрока - слева и справа от него,
на 4-5 м впереди.
Контратака возможна при следующих ситуациях:
1) при перехвате мяча;
2) при взятии отскока на своем щите;
3) после пробивания соперником штрафных бросков;
4) после выигрыша спорного мяча;
5) после того как сопернику удается забить мяч.
Наилучший исход быстрого прорыва - взятие кольца соперника при
численном преимуществе, при реализации ситуаций в численном равенстве:
1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже
построила свои оборонительные порядки.
В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:
1) начало быстрого прорыва - подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт;
2) средняя стадия развития атаки - переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед;
3) завершение атаки - передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.
Время проведения "отрепетированного быстрого прорыва" зависит от
скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Сборная
СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 с. Думаю, что
схемы ее тактических построений предоставят большие возможности для
творчества тренеров, работающих с любыми командами.
Игра в сборной СССР таких мощных и высоких центровых, как А. Сабонис и
В. Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного
паса через всю площадку. Схема 61
Центровой #5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв #2.
Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или
смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих,
играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в
момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут
завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все
поле. Естественно, такая система контратаки требует особой
согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в
тренировочном процессе. Схема 62
Развитие быстрой контратаки через середину поля.
Игроки #5, #4, #3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся
сделать первый пас игроку #2, который передает мяч игроку #1. Игрок #1
устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки # 2
и #3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с #1 и
завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под
щитом соперника численное преимущество.
Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие
вступает второй эшелон - центровые игроки #4 и #5. Они, каждый по своей
стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них,
на чьей стороне оказывается мяч. Схема 63
Развитие быстрого прорыва по боковой линии.
В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает
быстрый пас игроку #2, который открывается для получения этой передачи
к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области
пересечения боковой линии поля с центральной игрок #1 получает пас от
игрока #2, затем передает его игроку #4, который рвется вперед по
левому краю. У игрока #4 три возможных продолжения атаки: дать мяч
игроку #5 или #3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас
игроку #2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому
открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.
Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне. Схема 64
Развитие быстрого прорыва после штрафного броска в наше кольцо.
Если игрок #4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый
мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии
игроку #1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть
выше. Игрок #2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и
с ведением устремляется вперед. Игроки #5 и #3 обгоняют ведущего мяч
вдоль боковый линий, игрок #4 обгоняет его справа, а игрок #2 остается
чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока #2 есть четыре
варианта для выбора направления атаки. Схема 65
Та же схема, что и в предыдущем случае, но после подбора мяча,
отскочившего после броска с игры, или после того, как мяч вводится
из-за лицевой линии. Схема 66
Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спорного мяча в центральном
круге или на линии штрафного броска на нашей половине поля.
Игрок #5 делает скидку на игрока #4, который готов к приему мяча с
поднятыми вверх руками. Пой-мав мяч, #4 делает пас вперед игроку #1,
который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока
#3. Игроки #2 и #4 поддерживают атаку. Такая комбинация может
разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост,
хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового
игрока. Схема 67
Та же схема, но теперь игрок #4 ставит заслон игроку #2, который, получив мяч от игрока #3, устремляется вперед.
Простейший способ завершения контратаки - это кратчайший путь игроков к
щиту соперника, как указано на схемах 61-67. Однако при развитии
контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на Схема 68, взаимодействием типа тройки (Схема 69), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (Схема 70).
Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не
удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к
позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку
игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным
действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Вот почему
быстрое или безостановочное нападение после контратаки ("транзишн
гейм") все чаще используется в тактике лучших команд мира. Приведу
пример такого нападения в сборной СССР. Схема 71
Быстрый прорыв не удалось завершить ни игрокам первого эшелона атаки #2
и #3, ни второго эшелона #4 и #5. Они, каждый на своей стороне, ставят
заслоны выходящим в поле #3 и #2 для броска со средней или дальней
дистанции, а после этого идут к щиту для получения мяча в трехсекундной
зоне сходу или для борьбы на щите, после броска одного из игроков #2
или #3. Варианты безостановочного нападения могут быть самыми
различными. Это может быть двойной или тройной заслон для снайпера
команды, выход в трехсекундную зону крайнего нападающего или центрового
после получения заслона. Все зависит от особенностей и возможностей
игрока, для которого делается комбинация. Схема 72
Двойной заслон Марчюленису (#2) для атаки левой рукой из области штрафного броска.
Игроки #4 (Волков) и #3 (Тихоненко) одновременно ставят два заслона для
игрока #2 (Марчюле-ниса). #2 врывается на линию штрафного броска, где
получает мяч от игрока #1 (Сокка)."У Марчюлениса появляются возможности
для продолжения атаки:
а) получение мяча в движении и проход под щит;
б) получение мяча с остановкой и бросок по кольцу;
в) передача мяча игроку #5 (Сабонису) в случае, если происходит переключение защитников.
Игроки #4 и #2 после постановки заслона идут под щит для борьбы за отскок.